Если Ваш ребёнок плохо говорит…
Уважаемые мамы и папы!
Наши рекомендации для тех взрослых, которые хотят, чтобы их дети говорили правильно и красиво, чтобы они успешно учились в школе, не испытывая при этом больших проблем.Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребёнка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети в дошкольном возрасте с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас. Такие недочёты не заметны дома, но выявляются сразу на уроках в школе. Для того, чтобы преодолеть эти трудности, а в дальнейшем помочь ребёнку в овладении навыком письма, нужно выполнять рекомендации опытного специалиста-логопеда по предупреждению дисграфии.
Чтобы ваш ребёнок в начальной школе не пропускал буквы на письме, не переставлял их, т.е. не допускал дисграфических ошибок, мы постараемся помочь ему.
А вот что для этого нужно?
Первое, что необходимо, это обратиться к опытному логопеду, он выявит существующие проблемы, поможет преодолеть нарушения речи. Главное — будьте терпеливы по отношению к собственному ребёнку. Постарайтесь не сердиться на малыша, даже если у него не всё получается.
Нужно помнить, что правильность и чёткость звукопроизношения зависит от многих факторов: от особенностей строения органов артикуляции, т.е. языка, губ, подъязычной связки, твёрдого нёба и т.д., от состояния мышечного тонуса артикуляционного аппарата, от особенностей фонематического восприятия, т.е. способности различать акустически близкие звуки С-Ш, Т-Д, С-Ц и др. Эти и другие факторы влияют не только на состояние звукопроизношения, но существующие проблемы в дальнейшем могут отрицательно сказаться на обучении ребёнка в школе.
Например, можно предложить игру на различение слов, близких по звуковому составу. Взрослый читает две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в первой строчке. Ребёнок должен выбирать одно слово из трёх предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
AШепчет ночью мне на ушко
Сказки разные …(перина, подушка, рубашка).
БНаша старшая сестра
Вяжет с самого … (вечера, утра, рассвета).
ВДве лисички, две сестрички
Отыскали где-то … (спички, щётку, ножик).
ГГоворила мышка мышке:
«До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки)».
И ещё один совет. Внимательно прочитайте рекомендации логопеда по проведению фонематического (звукового) анализа (достаточный уровень сформированности фонематического анализа поможет предупредить пропуски и перестановки букв на письме). Для этого нужно ещё раз заглянуть в логопедическую тетрадь. Заранее приготовьте фишки красного и синего цветов и смело приступайте к работе. Обратите внимание на то, чтобы ответы ребёнка были полными.
Например. Взрослый: « Назови первый звук в слове «мак». Ребёнок: «В слове «мак» первый звук [м]».
Помните, что согласные звуки мы называем без гласного призвука. Не «ше» и не «ша», а «ш». Примерно так, как звучит согласный в слове «камыш».
Если у вас возникнут вопросы, обратитесь, пожалуйста, к логопеду, он обязательно вам поможет и даст нужные рекомендации.
С уважением, Славгородская Л.В.
©Центр развития и коррекции речи "Логопед и Я".
Рязань, 2014 г.